На прошедшей в Москве международной выставке-конференции TransRussia 2019 обсуждались самые актуальные проблемы российской логистики. В ходе панельной сессии «Развитие рынка автомобильных грузоперевозок: цели, задачи, проблемы и перспективы», организованной Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), представители крупнейших транспортных компаний поговорили о структурных изменениях рынка автоперевозок.
Они сошлись во мнении: рынок меняется, и в ближайшие годы главенствующей тенденцией станет его консолидация. Крупные игроки будут расширять своё влияние, а многие малые перевозчики прекратят существование.
По мнению главы МОЭС Владимира Рыбака, уже через 5 лет половина небольших перевозчиков будет вынуждена уйти с рынка.
При этом настроения участников дискуссии нельзя назвать пессимистичными. Так глава СЭЛ Ольга Федоткина выразила уверенность в том, что малым перевозчикам место на рынке найдется всегда – например, в качестве субподрядчиков у крупных компаний.
– Если закроется отдельный ИП, то ничего не изменится. Останется человек, специалист, останется его техника – и он сможет продолжить работу, присоединившись к другому предприятию, более крупному участнику рынка. Риск предпринимателя – это всегда часть любого бизнеса, - приводит слова Владимира Тяна портал «Грузовики и дороги».
О массовом исходе говорить не приходится
Мы побеседовали с экспертом в области логистики и управления цепочками поставок Людмилой Симоновой и задали ей несколько вопросов о текущем положении дел на рынке грузоперевозок.
– Тенденция к исчезновению мелких перевозчиков и консолидации крупных компаний действительно заметна в сегменте перевозок сборных грузов, - рассказала нам Людмила Николаевна. – Там, где нужны особые технологии, сложные системы управления с использованием IT, консолидация рынка очевидна. Это высокотехнологичный сегмент, и войти в него с парой собственных машин не получится.
При этом прогнозы о массовом исходе небольших компаний эксперт не разделяет:
- На рынке e-commerce работают в основном индивидуальные перевозчики. Они заключают контракты, договоры субподряда с крупными компаниями, работающими на рынке экспресс-доставки. Их там целая армия, и все находят себе место.
Конечно, часть компаний, которая неэффективна и не сможет «вписаться» в рынок, уйдет, но о массовом исходе говорить не приходится.
Еще один сегмент, в котором небольшие компании и водители-«частники» будут востребованы и в будущем – стрит-ритейл.
- С кем работают ритейлеры в регионах? Они работают с индивидуалами, - подчеркивает Людмила Симонова.
«Единственная нерешаемая проблема – это отсутствие грузов»
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко также отмечает негативные тенденции, но говорить о массовом исходе мелких игроков не спешит.
– Рынок автоперевозок действительно схлопывается, но не потому, что на нём есть недобросовестные игроки, а потому, что экономика страны в рецессии. Мы, перевозчики, ощущаем кризис сильнее всех, потому что мы возим всё то, что производит и потребляет экономика. С кем бы из коллег я не общался, от Приморья до Калининграда – везде отмечается схлопывание объемов производства и потребления.
Лишними окажутся предприниматели, которые не в состоянии адаптироваться к меняющимся условиям. Гордые ИП-шники, которые до сих пор живут воспоминаниями «ах, как зашибись было работать в 90-е, когда за два рейса отбивал машину».
Они, безусловно, с рынка уйдут, если не смогут соответствовать к требованиям, которые сейчас предъявляются к предпринимателям. Но точно так же уходят с рынка и крупные транспортные компании. Казалось бы, штат есть, лизинговых машин много. Что происходит?
Благосостояние многих компаний строится на нелегитимных схемах взаиморасчетов с грузоотправителями или на личных контактах с тем или иными представителями власти или субъектов, с ней аффилированных. Губернатор поменялся – и трындец всем подрядам на перевозку щебня или асфальта. Приходят новые сетевики – и все подвязки с прежними магазинами тоже накрываются. А поскольку такие компании ориентируются на 1-2 ключевых клиентов, уход даже одного клиента означает их разорение.
Можно ли говорить о том, что МСБ уйдет с рынка автомобильных грузоперевозок? Я с большой опаской отношусь к таким прогнозам.
Перевозчиков так же много, как и грузоотправителей. В регионах и сейчас, и в будущем будут востребованы машины, которые ориентируются на 1-2 товарных партии в неделю. Востребованы будут и перевозчики, которые доставляют грузы по всей стране – в Тюмень, на Алтай, в Якутию, т.е. туда, куда условный «Магнит» не поедет.
Крупные компании делают прибыль на обороте: у них копеечная маржа, но машин – тысячи, и потому денег хватает. Другие перевозчики существуют за счет грузоотправителей, которые есть в их нише: по тоннажу, регулярности загрузок, а главное – по маршрутам.
Усиление контроля за перевозчиками также имеет значение, но оно – вторично. Кто останется на рынке, тот сумеет приспособиться. Проблемы могут возникнуть, но все они решаемы. Нерешаемая проблема одна: это отсутствие грузов.
Можно переподготовить водителей, установить тахографы, смириться с «Платоном» – было бы, что возить!