По мнению директора «Транспортной компании «Алтай» Юрия Бетенькова, эта проблема касается не только инертных грузов, но и продуктов питания. Стандартный рефрижератор при стандартной загрузке 20 тонн имеет нагрузку на ведущую ось 11,5 тонны, что превышает российскую норму, но соответствует дорогам категории «1А», которых в России очень мало. То есть, покупая стандартный рефрижератор, владелец попадает в группу риска. Хотя производители тягачей определяют нагрузку 11,5 тонны как самую безопасную для перевозки грузов, позволяющую обеспечить сцепление с дорогой и управляемость автомобиля в зимний период.
«Всё отдается на откуп водителю, который должен искусно распределить груз по осям. При торможении поддоны падают, и приходится платить за испорченный груз», – сетует Юрий Батеньков.
Региональный представитель Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Паженцев добавляет, что
по пути следования разные весы показывают разный вес, а в конце следования могут показать перегруз и сослаться на предыдущие показания невозможно.
Некоторые грузоотправители не допускают при загрузке водителей. Таким образом, перевозчик становится заложником ситуации и попадает под штраф за несоблюдение нагрузки на ось.
«Раньше инспекторы ГИБДД разрешали переложить груз с места на место, если нагрузка на оси превышает, сейчас сразу штрафуют», – жалуется Алексей Паженцев.
Начальник службы весового контроля «Алтайавтодора» Игорь Гулеватый подтверждает, что до 2015 года закон разрешал перегружать оси до 5%, а после норма сократилась до 2% от нормативной осевой нагрузки или общей массы. Для примера, у КамАЗа, которому разрешается на заднюю ось давить 8 тонн, 2% составляют 160 кг. «Это три мешка муки. Поймать эти килограммы сложно», – признает Игорь Гулеватый и добавляет, что до 2015 года была возможность выдавать специальные разрешения на делимый груз. Но Федеральный закон № 248 предписал, что разрешение выдается только на неделимые грузы. В то же время закон дал послабление как по общей массе автомобиля, доведя максимум до 44 тонн, так и по осевым нагрузкам: теперь измерение проводят не по одной оси, а по тележке.
Но кто не соблюл закон, получает штраф. Для юридических лиц он составляет до 500 тысяч рублей, а если система выявила нарушение в автоматическом режиме, то максимальное наказание может получить владелец транспортного средства вне зависимости от его правового статуса: хоть он индивидуальный предприниматель, хоть частное лицо.
«Мы никогда не ставили себе задачу кого-то специально оштрафовать. Основная цель – при дефиците средств продолжать строительство и содержание дорог», – подчеркивает Дмитрий Коровин, заместитель министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края.