Вокруг федерального законодательства, регулирующего вес транспорта на дорогах,  споры идут не один год. По мнению перевозчиков, оно несправедливо жестко регламентирует нагрузку на ось автомобиля, вынуждая нарушителей платить огромные штрафы. 
Заложники ситуации
«Бийский гравийно-песчаный карьер» – крупная компания, отгружающая потребителям порядка 2,5 млн тонн щебня в год. И, по словам ее директора Эдуарда Колерта, не может работать в тени, нарушая законы.
Когда 2,5 года назад федеральный законодатель решил, что ответственность за груз несет грузоотправитель, то у карьера возникли проблемы, так как гравий является сыпучим материалом и перемещается в кузове во время динамических нагрузок от ускорения и торможения. Закрепить его невозможно. Нагрузка на ось превышает нормативные отклонения,  в результате предприятие рискует получить огромные штрафы.
По мнению директора «Транспортной компании «Алтай» Юрия Бетенькова, эта проблема касается не только инертных грузов, но и продуктов питания. Стандартный рефрижератор при стандартной загрузке 20 тонн имеет нагрузку на ведущую ось 11,5 тонны, что превышает российскую норму, но соответствует дорогам категории «1А», которых в России очень мало. То есть, покупая стандартный рефрижератор, владелец попадает в группу риска. Хотя производители тягачей определяют нагрузку 11,5 тонны как самую безопасную для перевозки грузов, позволяющую обеспечить сцепление с дорогой и управляемость автомобиля в зимний период. 
«Всё отдается на откуп водителю, который должен искусно распределить груз по осям. При торможении поддоны падают, и приходится платить за испорченный груз», – сетует Юрий Батеньков.
Региональный представитель Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Паженцев добавляет, что
по пути следования разные весы показывают разный вес, а в конце следования могут показать перегруз и сослаться на предыдущие показания невозможно.
Некоторые грузоотправители не допускают при загрузке водителей. Таким образом, перевозчик становится заложником ситуации и попадает под штраф за несоблюдение нагрузки на ось.
«Раньше инспекторы ГИБДД разрешали переложить груз с места на место, если нагрузка на оси превышает, сейчас сразу штрафуют», – жалуется Алексей Паженцев.
Начальник службы весового контроля «Алтайавтодора» Игорь Гулеватый подтверждает, что до 2015 года закон разрешал перегружать оси до 5%, а после норма сократилась до 2% от нормативной осевой нагрузки или общей массы. Для примера, у КамАЗа, которому разрешается на заднюю ось давить 8 тонн, 2% составляют 160 кг. «Это три мешка муки. Поймать эти килограммы сложно», – признает Игорь Гулеватый и добавляет, что до 2015 года была возможность выдавать специальные разрешения на делимый груз. Но Федеральный закон № 248 предписал, что разрешение выдается только на неделимые грузы. В то же время закон дал послабление как по общей массе автомобиля, доведя максимум до 44 тонн, так и по осевым нагрузкам: теперь измерение проводят не по одной оси, а по тележке.
Но кто не соблюл закон, получает штраф. Для юридических лиц он составляет до 500 тысяч рублей, а если система выявила нарушение в автоматическом режиме, то максимальное наказание может получить владелец транспортного средства вне зависимости от его правового статуса: хоть он индивидуальный предприниматель, хоть частное лицо.
«Мы никогда не ставили себе задачу кого-то специально оштрафовать. Основная цель – при дефиците средств продолжать строительство и содержание дорог», – подчеркивает Дмитрий Коровин, заместитель министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края.

 

Назад к списку новостей