Согласно проекту транспортной стратегии РФ до 2036 года, в России существенно вырастут грузовые и пассажирские перевозки, пишет «Коммерсантъ». При этом авиаперевозки, как ожидается, увеличатся в три раза.
Проект предполагает два сценария развития событий – базовый и консервативный. В базовом сценарии на первом этапе, до 2024 года, приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог. На него планируется выделить 11 трлн рублей. Предусмотрено также исполнение новых «майских указов» Президента России Владимира Путина, развитие автодорожного коридора «Европа-Западный Китай» и МТК «Север-Юг», полноценное развитие Севморпути (СМП). Базовый сценарий включает даже строительство ВСМ «Евразия».
На втором этапе, до 2036 года, предлагается сфокусироваться на росте мобильности населения, стимулируя его через федеральные и региональные госпрограммы, разработанные на основе проектного управления. Консервативный сценарий направлен на сохранение текущих тенденций развития транспортной системы за счет сдерживания концентрации населения в крупных городах и конкретно в Москве, низкой инвестиционной активности и роста нагрузки на бюджетную систему. Возможны резкие колебания спроса на перевозки экспортных массовых грузов, в первую очередь угля, что потребует создания значительных резервов пропускной способности транспортной сети. В обоих сценариях быстрее всего будут расти грузоперевозки на воздушном и железнодорожном транспорте: прирост к уровню 2018 года на 67-74% и 56-62% соответственно. Чуть медленнее будут развиваться автоперевозки: планируемый прирост к уровню 2018 года составит 51-57%. Внутренний водный транспорт, по проекту стратегии, к 2036 году нарастит перевозки лишь на 33% к уровню 2018 года. Стратегия предусматривает рост перевалки грузов морскими портами на 51-58%, до 1,23-1,29 млрд тонн. В базовом сценарии в 2025 году объем перевозок по СМП составит 82 млн тонн, в консервативном – 65 млн тонн, а в 2036 году – 105 млн тонн и 85 млн тонн соответственно. Сейчас официально запланирован рост грузопотока по СМП до 80 млн тонн к 2024 году. Как отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, прогноз по СМП многого не учитывает, например, арктические угольные проекты или планы «Роснефти» на Пайяхе. Неучтенеыми также остаются планы «Росатома» и группы «Дело» по развитию контейнерных перевозок по СМП. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, проект стратегии нуждается в доработке. В частности, необходимо лучше скоординировать между собой планы по видам транспорта и инвестпроекты в грузообразующих отраслях. Напомним, в ближайшие три года на развитие сети автомобильных дорог и соответствующей инфраструктуры в России будет выделено порядка 235 млрд рублей.