Однако помимо очевидных макроэкономических факторов, которые воздействуют на все сферы российского бизнеса, сильные изменения в работе перевозчиков вызывают вполне конкретные события в отрасли.
Также усилился контроль за платой в системе «Платон». За неоплаченный проезд штраф повысился в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. руб.
Ужесточение налогового регулирования и контроля сокращает число перевозчиков на рынке. Ранее (а в регионах — и до сих пор) индивидуальные перевозчики предпочитали оплату наличными, а если и выставляли счет, то скрывали НДС путем нелегальных схем обналичиваний. Теперь реализовать такую схему незаметно для государства становится невозможно.
Недобросовестные игроки уходят с рынка, остаются лишь те, кто работает в рамках правового поля. Так как клиенты не спешат поднимать ставки и платить перевозчикам приходится, выплачивая все налоги, транспортным компаниям ничего не остается, как вкладывать в собственный автопарк, чтобы удержать цену для клиента. Подтверждают тренд и данные статистики по увеличивающимся продажам коммерческих автомобилей.
Происходит минимизация объемов партий груза и увеличение кратности заказов. Это сильно повышает затраты компаний на доставку продукции. Растет спрос на доставку сборных грузов, т. е. на перевозку товаров разных клиентов в одной машине.
Распространение автоматизированных технологий и открытие распределительных центров (РЦ) в регионах способствуют кооперации ритейлеров — в том числе в сфере логистики. Для сокращения расходов до выхода на полную мощность РЦ и склада участники рынка сдают эти площади в аренду или начинают предоставлять услугу фулфилмента своим поставщикам или даже конкурентам.
Второй вариант — биржа с объявлениями, где владельцы машин находят заказы. Ati.su — самая старая и крупная площадка — по оценкам экспертов, занимает около 1–2% рынка транспортно-экспедиционных услуг. Здесь зарегистрировано более 47 тыс. перевозчиков. Но биржа объявлений не дает никаких гарантий по перевозке.
По данным нашего исследования, 94% перевозчиков ищут заказы в Интернете. Информационные биржи и кэптивные агрегаторы (созданные на базе транспортно-экспедиторской компании) пока преобладают на рынке онлайн-заказов грузоперевозок.
Онлайн-экспедиторы при этом несут перед заказчиком полную ответственность по договору транспортно-экспедиторских услуг: за сохранность груза, за опоздания или неподачу машин и т. д. Эти сервисы могут быть по праву названы грузовым «убером». В России таких всего два — GroozGo и Deliver, их доля в сфере транспортно-экспедиторских услуг составляет пока менее 1%.
Также по некоторым направлениям — например, Краснодар, Волгоград, Ростов и Екатеринбург — благодаря увеличению загрузки каждой машины и созданию кругорейсов удалось снизить стоимость транспортировки более чем на 20%. Учитывая все вышеперечисленное, можно прогнозировать только усиление тренда «уберизации» в ближайшее время.
Но основная проблема в развитии новой модели грузоперевозок в России — бюрократия и бумажный документооборот. Большую часть бумаг мы вынуждены обрабатывать вручную, а их доставка занимает в среднем 15 дней. Транспортную накладную — основной документ в грузоперевозках — необходимо передавать в оригинале.
Поэтому введение правил обмена электронными транспортными накладными на законодательном уровне — долгожданная инициатива нашего государства. Это не только поспособствует развитию российской транспортной отрасли и ее «обелению», но и упростит работу перевозчиков в целом.